05 09 16

Являются ли правомерными запросы от фискальных служб на основании анализа данных информационных баз?

 

Государственная Фискальная служба Украины предоставила разъяснение относительно права должностных лиц фискальных органов, анализируя информацию, содержащуюся в соответствующих базах ДФС, делать выводы о нарушении налогоплательщиком требований действующего законодательства. Такие выводы могут быть сделаны даже без предварительного составления и оформления надлежащим образом акта проверки. Также должностные лица ДФС имеют право указывать о факте таких нарушений в запросе о предоставлении объяснений и их документального подтверждения.

Этот вопрос более чем актуален, если учитывать положения пункта 73.3 НКУ, согласно которому письменный запрос о представлении информации может направляться налогоплательщику в случае, если по результатам анализа налоговой информации, полученной в установленном законом порядке, будут выявлены факты, свидетельствующие о нарушении налогоплательщиком налогового или валютного законодательства, а также законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на соответствующие органы.

На этот сложный и весомый для налогоплательщиков вопрос ГФСУ ответила письмом от 21.06.2016г. №13614 / 6 / 99-99-14-03-03-15 в котором, прежде всего, было обосновано то, что информационные базы наполняются согласно норм действующего законодательства и в установленном порядке, следовательно, вполне закономерно был сделан следующий вывод: если в результате анализа такой информации выявлены факты, свидетельствующие о нарушении налогового законодательства, то и запрос является законным.

Налогоплательщик может не отвечать на такой запрос, только в том случае, если контроллерами были нарушены требования пункта 73.3 НКУ, в частности абзаца 1 и 2

  • Соответственно этим пунктам в запросе должны быть указаны:
  •         Основания, по которым такой запрос был сформирован.
  •         Информация, подтверждающая указанные основания.
  •         Перечень запрашиваемой информации.
  •         Перечень документов, которые предлагается предоставить

Также запрос должен быть обязательно скреплен печатью соответствующего контролирующего органа.

Но справедливости ради следует отметить, что такая причина для запроса, о которой идет речь в Письме ГФСУ, в последнее время все реже используется налоговиками. В случае, если налоговиков интересуют такие операции, что, по их мнению, выглядят как фиктивные, используется часть третья пункта 73.3 НКУ, согласно которой, цитируя, «выявлена недостоверность данных, содержащихся в декларациях, представленных налогоплательщиком». Логика ГФСУ здесь понятна: предприятие сотрудничало с фиктивной организацией – значит, операции фактически не было, а, следовательно, присутствуют основания для выводов, что финансовая отчетность содержит безосновательно отражены расходы, а из этого уже следует недостоверность данных по налогу на прибыль.

Лицу, получившему такой запрос следует помнить: даже если отказ в дачи объяснений на такой запрос законна, это грозит проведением внеплановой документальной проверки на основании пп. 78.1.4 НКУ: «выявлена недостоверность данных, содержащихся в налоговых декларациях, представленных налогоплательщиком, если налогоплательщик не предоставит объяснения и их документальные подтверждения на письменный запрос контролирующего органа, в котором указана обнаружена недостоверность данных, и соответствующую декларацию в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса «.


Прокомментировать

× Ваш комментарий будет опубликован после модерации Спасибо!
× Слишком много комментариев за короткий период времени Пожалуйста, попробуйте позже